Корреспондент ukrainefootball.net вспоминает свои впечатления о первом противостоянии сборных Украины и Словении в плей-офф отборочного турнира чемпионата Европы.
Уважаемые читатели наверняка привыкли к тому, что накануне того или иного поединка нашей сборной или украинского клуба на международной арене мы обычно вспоминаем историю – встречи с данным конкретным соперником, противостояние с представителями определенной страны и так далее. Разумеется, сейчас, когда украинская дружина будет сражаться со словенцами в стыковых матчах за право играть на ЕВРО, невозможно не коснуться событий пятнадцатилетней давности, во время которых происходило ровно то же самое. Только на сей раз мы решили немного отойти от традиционной схемы и рассказать историю не в целом и нейтрально, а с позиции конкретного болельщика, поддерживавшего в тех матчах сборную Украины. А если быть более точным, то ниже вы ознакомитесь с воспоминаниями вашего покорного слуги. Благо, в 1999 году я был еще далек от спортивной журналистики и в полной мере мог именоваться самым обычным украинским болельщиком. Ну а вы, дорогие читатели, в своих комментариях или на наших конференциях можете выразить свое мнение о таком формате материала, рассказать, нравится он вам или нет, хотелось бы вам видеть другие статьи такого рода или же не очень.
Итак, осень 99-го… Первые дни после драматичного противостояния в Москве, когда лишь чудо уберегло нас от падения на третье место и краха надежд на поездку в Бельгию и Голландию. Скажу честно, на последних минутах встречи в "Лужниках" я готов был выть от осознания, что единственное поражение в отборочном цикле может стоить нам всего. А гол Шевченко-Филимонова встретил радостным воплем, который вполне мог стоить мне голоса (одному из моих друзей таки стоил, и восстанавливал он его довольно долго). Тогда это казалось победой, и плевать, что мы всего лишь вторые и отправляемся в плей-офф – главное, что спаслись в Белокаменной, а там уж как-нибудь справимся. Ну да, проиграли перед этим стык хорватам, ну и что? О каком-либо "проклятье плей-офф" и речи на тот момент не шло, с какой бы это стати.
Изучая список возможных соперников накануне жеребьевки, ваш покорный слуга рассуждал так: "Хуже всего будет Англия. Она, конечно, сейчас не в очень хорошей форме, но это ведь Англия! На второе место по неудачности жребия поставлю Данию – четвертьфиналиста чемпионата мира. Еще две британские сборные – Ирландия и Шотландия. Соперники проходимые, но сражаться с ними придется – ой-ей-её! Турция? Она едва не стала первой в группе с Германией. Ничего страшного, но тоже не совсем приятно. И два наилучших варианта – Израиль и Словения. При этом израильтяне все-таки на подъеме, это было видно по их игре на групповом этапе. А вот словенцы – это просто идеальная ситуация. Мы их пройдем сто процентов. Вот бы Словению. М-да. Хотелось бы, но редко бывает такая удача". Вспоминая сейчас эти мысли, я слегка содрогаюсь. А заодно припоминаю, как датчане в первом же матче в Тель-Авиве разнесли израильскую дружину со счетом 5:0. Те датчане, которые затем на ЧЕ не возьмут ни одного очка и не забьют ни одного гола. Так что с оптимальным вариантом я тогда явно ошибся.
Сейчас это, наверное, звучит дико, но результаты жеребьевки я узнал по радио. Ну а что вы хотите? Об Интернете автор сих строк тогда только что-то смутно слышал, а спортивные новости по ТВ выходили вечером. Мне же хотелось узнать поскорее, потому и включил приемник. Дождался спортивного блока и… услышал ЭТО! Эмоции были столь сильными, что я запомнил на всю жизнь, кто тогда вел на радио выпуск спортивных новостей. Еще бы. Моей радости не было предела. В уме стучала одна-единственная мысль: "Мы уже на ЕВРО, мы уже на ЕВРО!".
Оглядываясь в прошлое, я не могу понять, откуда у меня тогда взялись столь мощные шапкозакидательские настроения. Болельщиком я был достаточно опытным, потому прекрасно знал, что в футболе бывает всякое. Играть-то нам предстояло не с Сан-Марино, в конце концов! Но почему-то сложилось полное впечатление, что Словения против нас попросту бессильна. И не только у меня – все друзья, с которыми я обсуждал жеребьевку, сходились примерно на том же. Мы считали, что сборная Украины уже пробилась в Бельгию и Голландию, и остается лишь оформить некоторые формальности.
Понятное дело, что считать себя фаворитами поводы у нас имелись. Хотя бы тот, что мы в тяжелейшей группе отстали от ее победителя на одно очко (и этим победителем были, на секундочку, действующие чемпионы мира), а словенцы даже не претендовали на то, чтобы сместить с первой позиции Норвегию, которая, при всем к ней тогдашнем и сегодняшнем уважении, была скромнее Франции Зидана, Джоркаеффа, Пети, Вийера и других
выдающихся мастеров из состава "трехцветных". Да и вообще секстет у наших соперников по плей-офф был явно послабее. К тому же их главной звездой являлся Златко Захович – футболист, конечно, добротный, но разве сравнимый с нашим Шевченко, который в те времена проводил свой первый сезон за "Милан" и пачками клал голы в Серии А? К тому же почти весь состав сборной Украины составляла та же команда, что в футболках "Динамо" весной остановилась в шаге от финала Лиги Чемпионов. А у Словении там кто? За какие-то австрийские клубы люди из основы играют… Все с ними ясно.
Была Украина фаворитом, была. Но того высокомерия, которое охватило футбольную часть страны (а дело тут было явно не только во мне и даже не только в моих друзьях – все это сочилось со страниц газет и экранов телевизоров и лишь подкрепляло народные настроения) наш соперник явно не заслуживал. Думаю, подобное отношение сыграло с нами злую шутку.
13.11.1999. Любляна. "Бежиград". 10 000 зрителей.
Словения – Украина 2:1
Судья: Урс Майер (Швейцария).
Словения: Дабанович, Карич, Рудонья, Миланич (Остерц, 73), Милинович, Кнавс, Новак, Чех, Удович (Ачимович, 46), Захович, Павлин.
Украина: Шовковский, Парфенов, Гусин, Головко, Ващук, Дмитрулин, Кандауров (Кардаш, 56), Попов, Косовский, Шевченко, Ребров.
Голы: Шевченко 33 (0:1), Захович, 53 (1:1), Ачимович, 84 (2:1).
Предупреждения: Кнавс, 26, Павлин, 37, Милинович, 65, Рудонья, 86 – Кандауров, 50, Парфенов, 51, Гусин, 87.
Удаления: Парфенов (60), Гусин (88).
Первый матч я наблюдал в шарфике "Динамо". Не потому, что был или являюсь болельщиков киевского клуба. Просто тогда все болели за киевлян в еврокубках, они как раз успешно преодолели первую групповую стадию в Лиге Чемпионов (кто не помнит или не знает – тогда групповых турниров в ЛЧ было аж два), а другой розы у меня все равно не было. Вот и надел динамовскую.
Незадолго до матча прошла трансляция боя нынешнего мэра Киева, в котором он уложил на ринг очередной мешок уже во втором раунде. И это лишь добавило бравурности моим настроениям.
У сборной Украины накануне встречи в Любляне имелись кадровые проблемы. И если потеря Юрия Максимова не казалась такой уж страшной, то вот без капитана, Олега Лужного, играть не хотелось. Настолько не хотелось, что еще за день до матча лондонский "канонир" тренировался в общей группе. Это вселило оптимизм, однако Олег даже не попал в заявку на первый поединок… Сменил его на правом фланге обороны Дмитрий Парфенов из московского "Спартака" (а в роли капитана – Александр Головко), который к тому моменту очень давно не вызывался под знамена сборной, и в том отборочном цикле это был его первый матч. Как, впрочем, и для хавбека "Бенфики" Сергея Кандаурова, который также оказался в стартовом составе. В общем, можно сказать, что состав наш был и предсказуемым (а каких еще решений следовало ждать от Сабо в сложившейся ситуации?), и немного непривычным, и даже в какой-то степени неожиданным.
Во время первого тайма вашего покорного слугу абсолютно не настораживало то, что на поле стадиона "Бежиград" шла совершенно равная игра, причем сказать, что Украина в чем-то превосходит Словению, было невозможно. Я воспринимал это спокойно и просто ждал, когда скажется наше преимущество в классе. Как показалось, дождался – на 33-й минуте Косовский вбросил аут Шеве, тот между двух защитников отпасовал на Кандаурова, а Сергей вернул мяч Шевченко пяткой. И наш "золотой мальчик", сместившись в центр вдоль линии штрафной, обводящим ударом отправил "круглого" в дальнюю "шестерку". Очень хорошо помню мелькнувшую у меня тогда мысль: "Мало!". Мне захотелось разгрома, чтобы перед ответным матчем можно было чувствовать себя сытым и довольным и наблюдать за второй игрой с чувством снисхождения к уже поверженному сопернику.
А тем временем расслабились, похоже, и наши футболисты. Ибо у ворот сборной Украины неожиданно стали возникать моменты. Для начала Кнавс приложился из-за штрафной – в руки Шовковскому. Затем украинские оборонцы взяли отгул во время навеса в наш "карний майданчик" и позволили Каричу пробить головой метров с семи – выше. А вот и Захович, о котором я к тому времени практически не вспоминал – оставив в дураках Ващука, "ZZ Top" (такое у него было прозвище в Словении – по названию известной рок-группы. О которой лично я узнал как раз благодаря Заховичу, как бы смешно это ни было) вырвался на свободное пространство и пальнул с линии штрафной – выше.
Казалось бы, какие после этого у меня должны были быть мысли в перерыве? Верно, что соперник все ж таки не так прост, и пропустив гол сумел прибавить, а наша защита далеко не всегда готова с ним справляться. Вместо этого я расслабленно наблюдал за рекламой и обсуждал со своим дедом перипетии первого тайма так, будто на протяжении него Украина только и делала, что висела на воротах Дабановича и положила туда гола три.
Из этого сонно-ленивого состояния меня наконец-то вырвали стартовые минуты второго тайма. Для начала жутко провалился центр нашей обороны, позволив Заховичу выйти на свидание с Шововским. СаШо, у которого тогда еще не было этого прозвища, потащил низовой удар Златко, но замечательные украинские защитники предоставили тому еще одну попытку! К счастью, угол теперь был остер, и словенский лидер угодил в штангу.
Я ощутил внутри себя нарастающую тревогу, однако попытался успокоиться, говоря деду, что это всего лишь эпизод. Какое там! Проходит несколько минут, и дичайшую ошибку совершает Косовский. Мне такое простительно во дворе, а вот профессиональному футболисту в важнейшем матче – пожалуй, нет. Виталий обязан был перехватывать очень простую передачу, однако умудрился махнуть ногой мимо мяча. Тот достался Заховичу, которого не успели прикрыть, и "ZZ Top", сделав несколько шагов к центру, четко пробил в левый нижний угол.
Тут уж я начал успокаивать себя и своего дедушку тем, что 1:1 – это хороший результат для выездного матча, и нервничать поводов нет. Однако говорил это все, именно что нервничая. Потому что вдруг ощутил, что нечто идет совсем не так, как я ожидал. А тут прибавился еще один повод для тревоги. Парфенов сначала на чужой половине поля зачем-то грубо въехал сзади в Павлина, а спустя девять оборотов секундной стрелки, исправляя ошибку Кардаша (он сменил Кандаурова), отдавшего неудачный пас партнеру, залепил словенцу по ноге. Да, во втором случае можно было обойтись без карточки, особенно с учетом того, что у Димы одна уже была. Можно было. А можно было и не обойтись. Урс Майер же всегда славился жесткой манерой судейства, потому от него вполне стоило ожидать такого решения. Сабо с тех самых пор уверен, что нашу команду убили в Любляне, но я, простите уж мне такую наглость, с ним категорически не согласен. Да, решения швейцарского арбитра могли быть и другими, более приятными для нас, однако винить его в предвзятости нет никаких оснований. Даже после того, как на финише встречи он в течение двух (!) минут отоварил двумя "горчичниками" Гусина (царство ему небесное). Все было по делу – Андрей сорвал контратаку, затем прерывал еще одну подкатом сзади. Наш опорник, собственно, и не спорил с арбитром. Потому за слова Сабо о том, что словенцы – опасный противник, поскольку умеют работать с судьями, лично мне стыдно. Йожеф Йожефович лучше объяснил бы, почему его команде не удалось продемонстрировать свое потенциальное превосходство над соперником, а не на рефери кивал. Тем более – после событий второго матча, о чем мы поговорим завтра.
Но вернемся к событиям в Любляне. В общем, второй тайм проходил уже на фоне совсем другого настроения автора этих строк. Горевшие на табло "Бежиграда" 1:1 меня, конечно, устраивали, но на душе было неспокойно. Одно радовало – Словения, судя по всему, действительно нас очень боялась, поскольку, имея численный перевес и не особо подходящий счет, хозяева шли вперед все так же осторожно. Потому и моментов во втором тайме после гола Заховича практически не было, и долгое время острее действовали украинцы. Дважды мы могли повернуть ход игры в другое русло. Сначала Шевченко из зоны левого инсайда вместо передачи на свободного Кардаша, нанес не очень сильный удар в ближний угол, а затем едва не прошла передача Косовского, выводившая Шеву на свидание с Дабановичем.
А потом была поистине уникальная для вашего покорного слуги история. К просмотру матча присоединилась моя бабушка, в футболе не особо разбирающаяся. Молча наблюдала за происходящим, и вдруг спросила: "А есть у нас еще такие вратари великие, вот как Яшин был?". На что я ответил: "Ну вот Шовковский - очень хороший вратарь". Произносил я эти слова как раз в тот самый момент, когда Александр непонятно зачем, находясь у боковой линии, вдоль нее же выбил мяч в поле и попал в одного из злых гениев украинского футбола Миленко Ачимовича. Причем в первую секунду я, как и, видимо, Шовковский, не осознал, что сейчас произойдет, и лишь услышал дедушкино: "Он по воротам залепит!". И только в следующее мгновение, когда мяч уже летел к нашим воротам, я понял, что будет. А затем под крики популярного тогда комментатора Александра Жураховского: "Сашко, де ти гуляв?!" швырнул на пол тот самый шарфик "Динамо". Разочарованию моему не было предела.
Уже позже я подумал об одной удивительно вещи. Ачимович-то бил не глядя. Он спешил, потому что в подкате уже катился Гусин, пытавшийся ему помешать. Шовковский же отчаянно мчался назад и успевал достать мяч практически в любой точке ворот. Кроме дальнего угла. И именно туда Миленко угодил! Как, КАК он смог в такой ситуации нанести такой точный удар?! Сразу начинаешь думать, что мы просто ДОЛЖНЫ были пропустить этот гол. Возможно, Фортуна забирала у нас то, что подарила во время ошибки Филимонова. Ведь если бы не жуткая оплошность российского вратаря, не видать нам плей-офф, как своих ушей. И, может быть, после этого мы обязаны были пройти соперника при условии получения им такой же форы. Что ж, сказать так это или нет, невозможно. Для кого-то – бред и просто стечение обстоятельств, для кого-то – закономерность и линии судьбы. Оставляю каждому из вас право делать свои собственные выводы.
А для автора этих строк пятнадцать лет назад верхом разочарования стала атака два в один, во время которой Шева пожадничал и вместо паса на совершенно одинокого Кардаша полез мотаться. Именно так зародился контрвыпад Словении, во время которого свою вторую желтую карточку получил Гусин.
Первое поражение в отборе. Причем волевая победа соперника. Два удаления. Идиотический гол в наши ворота. И все это на фоне ожиданий уверенной победы и обеспечения себе путевки на ЕВРО уже по итогам матча в Любляне.
Шарфик я, конечно, успокоившись, с полу подобрал. И даже начала было объяснять деду, что 1:2 – это по стратегии двухматчевого противостояния вообще хорошо. И тут же получил ответ: "Сережа, хорошо – это когда мы выиграли 3:0! Вот это хорошо!". Спорить в том состоянии мне не захотелось.
Впрочем, вера в наше превосходство над Словенией была столь велика, что уже к следующей среде, когда должен был состояться ответный поединок, я полностью пришел в себя и снова решил, что мы однозначно победим. Говорил, что, проиграв в Любляне, мы просто отдали долг "Марибору" (напомню, а кому и расскажу, что как раз перед плей-офф отбора ЕВРО-2000 киевское "Динамо" играло в одной группе с этой словенской командой. И так вышло, что "Марибор", которому уже ничего не было нужно, отстояв в последнем туре нулевку в Леверкузене, не позволил "Байеру" сбросить "бело-голубых" со второй позиции). А один гол – Господи, что стоит его отыграть? Мы-то на голову сильнее, а уступили в основном из-за глупости Шовковского.
Именно с таким настроением я подходил к ответному матчу. А каким оно у меня было после него, я расскажу во второй части этого материала.
Продолжение следует
Сергей Янков, ukrainefootball.net